Не делай, не будь лидером, не будь самим собой. Эти родительские директивы ведут к неуспешности ребенка. | | Первая: не делай! Казалось очень странное словосочетание, не делай. Разве родители чаще не говорят нам обратное, делай то, делай это. Но ведь нередко предусмотрительно оберегают свое чадо, говорят не делай, это слишком трудно, слишком опасно, ты можешь не справиться. То есть это такой подтекст, не начинай делать уроки без меня, потому, что это трудно.
Очень часто это послание адресуется первоклассникам и тем кто постарше. Потому что родители словно не доверяют тому как ребенок сам может справиться с домашним заданием. В данном случае такое опасение оно оправдано не беспочвенно. Действительно когда маленький мальчик, маленькая девочка начинают учиться, конечно не все получается.
Но разве мало мы видим примеров тому, когда уже ученики третьего, пятого не приступают к урокам, пока не придут родители. То есть, действие директивы продолжается, и уже не только на бессознательном таком уровне, а на вполне осознанном уровне принятого решения: что я не буду делать ответственную работу, не буду приниматься за нее один. В одиночку. Связана с этим другая гораздо более вредоносная директива: не будь лидером. Не высовывайся. Ведь для того чтобы стать лидером, нужно взять инициативу на себя. То есть сделать что-то самостоятельно: принять решение какое-то, совершить какой-то поступок. И если тебе говорят: лучше не высовывайся, и в семье в ходу поговорка "Инициатива всегда наказуема". Только тот, кто ничего не делает, никогда не получает выговоров.
Бессознательно мы создаем вокруг ребенка среду представления о том, что ответственность это опасно, ответственность - это сложно, ответственность - это не благодарное дело, она не вознаграждается, она доставляет человеку дополнительные проблемы и хлопоты. И тот, кто берет на себя роль вождя, роль лидера, остается в проигрыше. Он отдает себя людям, а взамен не получает ничего. У ребенка робкого десятка с неустойчивой психикой, чувствительного, ранимого, это просто может вызвать и страх, и опасение. И ребенок может воспринять, как инструкцию. Как руководство к действию, как раз таки установку быть тихим, быть рядовым членом сообщества. Не высовываться. Что мы получаем в конце концов? Ну, во-первых, общество получает пусть исполнительного, трудолюбивого может быть даже члена сообщества, но очень какого-то такого, аморфного, инертного, который в решающий момент на баррикады не выйдет и защищать ни себя, ни свою семью, ни какую-то идею, ни какое-то реальное дело живое которому угрожает опасность он не сможет. Кроме того, эти люди которые живут с этой директивой, приняли ее носят ее в себе, в критический момент жизни коллектива, даже фирмы, которую ты может быть сам открыл, организовал, в критический момент жизни своей семьи, оказываются не в состоянии взять на себя руководящую роль, и тем самым проваливают дело, терпят неудачу.
То есть они сами прежде всего оказываются в проигрыше. Кроме того человек вообще проживает свою жизнь в полсилы в полшага, он даже не старается сделать ничего яркого, ничего запоминающегося, ничего вот такого очень важного. То есть он даже не чувствует вкуса к этому, а может живет все время со страхом не высунуться, не получить по шапке, не получить выговор, не быть наказанным за эту инициативу. Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что довольно распространенной является родительская директива которую можно сформулировать как, не будь похож на самого себя. Меня наверное хорошо поймут те родители, и те дети в чьих семьях было такое, ждали мальчика, родилась девочка, или ждали девочку, родился мальчик. Мама в мечтах думала что ее ребенок будет голубоглазым, пухлым, розовощеким, а родилось такое создание вечно болеющее, худенькое, далеко не богатырского телосложения, и внешне не оправдывающее амбиции родительские. Это на самом деле очень частая ситуация. Начинается с малого вроде бы. А ведь продолжение это имеет какое: родители не редко настраивают очень конкурентно своего ребенка. Они говорят ему: вот посмотри как это делает Катя, посмотри как здорово занимается гимнастикой Вова, там, или Витя. А ты, почему ты не можешь?! И к ребенку возникает претензия за то, что он не такой спортивный, он не такой быстрый, не такой сильный, не такой ловкий.
За то, что его таланты и его интересы лежат в какой-то другой области. Да чаще всего его таланты даже и не замечаются, потому что они не входят в рейтинг желаемых достоинств этого ребенка. Кроме отчуждения, такой пропасти которая будет все время разделять этого ребенка с его родителями, подобная директива ничем хорошим не может закончиться. В другом случае ребенок может очень стараться стать таким чтобы понравиться своим родителям бессознательно понравиться. Он будет заниматься тем, к чему у него не лежит душа, он будет учиться на том факультете, на котором он не мечтал учиться, он будет стараться состояться в той области, в той отрасли и на том поприще, на котором он не чувствует себя уверено и хорошо. А это значит, что его попытки будут мучительными, и даже если он там добьется успеха, это будет пиррова победа, когда ты потерял больше чем приобрел. Родителям которые раздают такого рода директивы, кажется, что они заботятся о ребенке, они помогают ему, они ему показывают путь, они его должным образом инструктируют, они его защищают от ошибок.
Но вот такое следование, слепое следование чужим директивам, или подстраивание себя под чужую мерку, это самое неприятное, самое патологическое, самое болезненное, последствие, с которым потом сталкивается ребенок и его родители, которые в общем не видят положительного результата, положительного исхода развития и взросления своего ребенка. Родительских директив на самом деле очень много. Те, которые сформулированы и описаны в учебниках, они просто замечены изучены, названы, но в каждой семье есть неповторимый климат психологических отношений и эта директива может звучать как-то по-другому, выглядеть немножко иначе, поведение людей может быть чуть-чуть другим. То есть каждый раз - это какой-то свой пример. Вопрос для чего нужны эти директивы? Они что являются следствием злокозненности или зловредности наших родителей? Конечно нет. Но о том какую роль играют эти директивы для самих родителей, которые их транслируют, которые их адресуют своим детям. Как с этим быть, куда их девать эти директивы, если они вдруг обнаружились, и для чего по большому счету они нам нужны? И когда приходит время с ними попрощаться, вот об этом мы поговорим в следующий раз через неделю.
Желаю вам всего доброго. Будьте здоровы, до встречи. Информационное агентство «Каскад-Находка» специально для «Восток-ТВН» 2008г.
|
Комментарии отсутствуют. Вы можете оказаться первым.