назад » Городские будни » 03 Сентября 2008 (Советы психолога)

С застенчивыми детьми будьте предельно искренни.


Наша прошлая встреча была посвящена проблемам подготовки ребенка к школе и мы говорили о тех качествах, тех знаниях, которые нужны юному первокласснику. Сегодня я хотела бы остановиться на тех обстоятельствах или факторах, которые могут помешать даже очень подготовленному ребенку быть успешным в школе. И одной из распространенных нарушений или проблем поведения ребенка является его застенчивость.Равзат Аварская, психолог центра медицинской профилактики
К застенчивости в нашей культуре отношение двоякое. В общем, мы привыкли к тому, что застенчивого человека видно, его поощряют обычно. считают что он носитель каких-то хороших качеств, добрый значит, не эгоист, не выпячивает себя и в общем наши бабушки наши мамы обычно с теплотой говорят о застенчивых детях и нередко прямо в их присутствии так их и характеризуют."Он у нас застенчивый", " Она у нас застенчивая". Казалось бы все обычно, это обыденная ситуация мы с ней очень часто сталкиваемся, но на самом деле застенчивость может стать очень серьезной проблемой для ребёнка. Пока он ещё маленький и для уже взрослого человека если он не сможет избавиться от этой проблемы.

Посудите сами, в животном мире в дикой природе живые организмы ни птицы, ни звери застенчивостью, не страдают. Значит изначально это качество не очень нужное нам, чуждое в сущности совершенно. Почему же в социуме в обществе появляются люди с такой особенностью в поведении? Дело в том, что это, как правило, результат глубоко-скрытого конфликта человека. Он становится очень яростным критиком самого себя, то есть внутри всех застенчивых людей очень сильный внутренний критик, который постоянно сравнивает этого человека с другими. И самооценка этого человека очень снижена потому, что это сравнении с другими людьми всегда не в его пользу. Он все время балансирует, либо ему кажется что он достиг какого-то успеха, но есть другие люди, которые ещё лучше ещё успешнее, либо он вообще отказывает себе в каком-либо успехе, думает что он совершенно не успешен на фоне других людей.

В любом случае, это всегда снижение значимости собственных достижений. Исследования показали, что внутри каждого застенчивого ребенка происходит постоянный диалог, в результате которого рождается вопрос:" вот если окружающие узнают о чем я думаю они меня осудят, они надо мной посмеются?" В результате, человек не решается высказать ни своё мнение, ни вступить в диалог открытый, в котором надо как-то проявить себя. А что это значит для школьника? Это значит, что в ситуации урока, учебной ситуации когда учитель задает вопрос ребёнок будет не уверен в том ответе, который рождается в его голове. Он умный, он интеллектуально развит, он подготовлен, он сумел посчитать 2+4, он знает что это 6,но он так и до конца в это не уверен. В результате, рука не поднята, оценка не получена, оценка поощрения учителя, а любой успешный ответ, любое поощрение учителя для первоклассника это значит плюс в копилочку, это радость большая. Застенчивые люди часто бывают обделены и положительными эмоциями.

Как это отражается на здоровье человека?! Представьте себе есть прямая связь. Между тем что ребёнок очень застенчив и состоянием его нервной системы. Потому что застенчивость как эмоциональное состояние очень сильно затрагивает вегетативную нервную систему. Ту часть нервной системы, которая заведует нашим самочувствием: сердцебиение, пульс, давление, работа желудочно-кишечного тракта это все регулируется автономно, в автономном режиме. Мозгом мы не даем команды нашему сердцу или легким, но мы все время чувствуем когда в ответ на повышенное внимание к нам у нас начинает учащенно биться сердце, мы начинаем краснеть, бледнеть, движения становятся скованными.Очень часто такую реакцию показывают, на внимание окружающих, демонстрируют стеснительные дети, застенчивые дети.

Что можно посоветовать родителям для того, чтобы не случилось такого программирования застенчивости? Во-первых, ребенка никогда не надо называть застенчивым особенно в его присутствии. Во-вторых, не рекомендуется обращать на застенчивого ребенка чрезмерно большое внимание, тем более внимание аудитории, привлекать к нему внимание говорить "ну посмотрите на Петю и на Васю, как он сегодня хорошо выглядит или хорошо одет".Чрезмерное внимание к ребенку даже с благими намерениями вызовет только у него эмоциональный стресс. Застенчивые люди таких испытаний над своей вегетативной системой с трудом переносят. Поэтому любое поощрение, любая похвала, любое внимание к застенчивому человеку должно делаться просто с ювелирной точностью. Во-первых, нужно быть искренними в отношениях с этими людьми, во-вторых очень спокойными .Похвала должна звучать твердо, обоснованно, искренне, но достаточно просто почти буднично, чтобы эти люди поняли что они могут все в обычном текущем режиме, не авральном. Это заметно улучшит как их самочувствие, так и поднимет их самооценку.
Информационное агентство «Каскад-Находка» специально для «Восток-ТВН» 2008г.

» Комментарии

Уважаемые посетители!


Убедительная просьба избегать в комментариях сообщений рекламного характера, личных оскорблений, призывов к насилию, разжиганию межнациональной розни и экстремизму, нецензурной лексики. Запрещается размещать ссылки на другие сайты Интернета. Личную переписку также в комментариях лучше не вести. Все комментарии, не отвечающие данным критериям, будут модерироваться или удаляться.

После проверки модератором Ваш коментарий будет добавлен.



В случае, если комментарий содержит информацию, могущую стать поводом для уголовного преследования, мы оставляем за собой право передать её в правоохранительные органы. Спасибо за понимание!


Комментарии отсутствуют. Вы можете оказаться первым.